logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность

287

туры, райкомов партии, республиканских, областных и городских му­зеев В.И. Ленина и т.д.

В системе Союза художников была создана и Центральная студия художественного проектирования, обосновавшаяся на Сенеже. Ее ос­нователь и первый руководитель Е.А. Розенблюм сознательно исполь­зовал термин «художественное проектирование», подчеркивая разли­чие в понимании комплексности формирования среды в технике и искусстве. За 30 лет было создано множество интересных проектов (на­чинали с промышленного оборудования, интерьеров самолетов, затем перешли к музеям и культурным центрам). Студия до сих пор играет важную учебную и исследовательскую роль, она вводит дизайн в русло современного искусства и одновременно это искусство развивает1.

Идея системности и комплексности была подхвачена дизайнерами и воплощалась, с различными вариациями, в проектах музеев, куль­турных центров, реконструкции улиц. В теоретических построениях профессия дизайнера распадалась на отдельных участников дизайн-процесса: дизайнера-проблематизатора, дизайнера-конструктора, ди­зайнера-технолога, дизайнера-критика и т.д.

На Западе все, что связано с разработкой графической системы идентификации фирм, получило название «корпоративный стиль» и включало не только логотипы, фирменную документацию, рекламу, но и цвет, шрифт, общее решение интерьеров или витрин, одежду и оформление транспорта. Аналогичная деятельность получила у нас название «разработка фирменного стиля». Фирменный стиль был од­ной из составных частей крупных дизайн-программ и включал созда­ние знаков и логотипов, пиктограмм, принципы макетирования по­лиграфической продукции. Официальный идеологический стиль оформления съездов КПСС подразумевал непременные атрибуты — знамена, бюст Ленина, изготавливавшиеся на производственном комбинате Министерства культуры.

В дизайнерском обеспечении московской Олимпиады 1980 г. ис­пользовались все типы комплексных решений среды — от визуальных коммуникаций до художественного оформления города и стадиона. Визуальная коммуникация была разработана на комбинате приклад­ной графики Союза художников. Лаконичные графические силуэты фигур, предметов, указательных стрелок, спортсменов, олицетворяв­ших различные виды спорта, отличались мягкостью контуров при со-

1 См.: Коник М.А. Архив одной мастерской. М., 2005.

хранении верности традициям информационного дизайна и принци­пам унификации элементов. В пиктограммах, представлявших симво­лы тех или иных аспектов городской жизни — магазинов, кафе и пр., в информационных и запретительных знаках присутствовали своя сюжетика и юмор.

Российская система дизайн-образования сложилась на базе худо­жественно-промышленных вузов. Художественно-промышленные школы Москвы и Петербурга были воссозданы в 1945 г., а с конца 1950-х гг. на факультетах промышленного искусства студенты для курсового и дипломного проектирования все чаще выбирали такие темы, как внешний вид автобуса, автомобиля или теплохода, бытовой светильник, бытовая посуда и т.д.

В 1966 г. были утверждены типовые учебные программы по подго­товке дипломированных художников-конструкторов. Московская школа дизайна (А.Е. Короткевич, Г.В. Крюков, К.А. Кондратьева) развивалась как классически академическая с «архитектурным» сти­лем дизайнерской проектной графики, преобладанием объемного ре­шения вещи над цветографическим. Сейчас подготовка ведется в об­ласти промышленного и графического дизайна. В ленинградской (санкт-петербургской) школе в рамках экспериментального учебного курса, созданного Е.Н. Лазаревым в 1970-х гг., под системностью ди­зайна понимали весь сложный комплекс его взаимоотношений с об­щественными потребностями, культурой, средой, технологией. Сту­денты получали навыки научной работы, комплексного подхода к проектированию и были более свободны в выборе способов представ­ления своих замыслов — от текстов и объемных композиций до ин­сталляций. В Свердловском архитектурном институте (ныне Ураль­ская архитектурно-художественная академия) факультет дизайна был открыт в 1969 г. Его выпускники работают не только в промышленных районах Урала, но и на Дальнем Востоке.

Вопросы и задания

  1. Каковы особенности транспортного дизайна 1960-х гг.?

  2. В чем специфика существования дизайна в государственной системе СССР?

  3. Назовите основные направления деятельности ВНИИТЭ.

  4. Что такое «Мебар»?

  5. Что такое дизайн-программа?

288