logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта

261

пошли универсальные сервировочные тумбочки-столики, диваны из цилиндрических блоков, складывающихся один в другой по типу ма­трешки, посуда для авиапассажиров. Коломбо одним из первых стал относиться к дизайну жилища не как к собранию мебели, а как к подвижному, трансформирующемуся, живому ландшафту1. Под влия­нием его концепций родилась идея выставки «Италия. Новый домаш­ний ландшафт», организованной нью-йоркским Музеем современно­го искусства.

Авангардный дизайн

В 1960-х и особенно 1970-х гг. в итальянском дизайне все активнее проявлялась особая авангардная тенденция, связанная не столько с мобильностью или трансформацией, не столько с технологическими новациями, сколько с ассоциативностью, метафорами, знаками и символами. Начиналась новая стилевая эпоха — эпоха постмодерна, с его цитатностью и иронией, неожиданными сочетаниями масшта­бов и смыслов; эпоха концептуального проектирования, когда сам сценарий вещи, ее сюжет становился столь же важным, как и собст­венно объемная, материальная и функциональная форма.

Из этой серии вещей — знаменитое кресло Пьеро Гатти, чем-то на­поминающее грушу, состоящее из кожаного мешка и наполнителя, который принимает форму тела. Студия «Архизум», созданная ради­кально настроенными архитекторами Андреа Бранци и Паоло Дега-нелло в 1966 г., провозгласила принцип антистатусного, антипотреби­тельского дизайна, принцип «антидизайна». Посвященное памяти Мис ван дер Роэ кресло «Мис» 1970 г., выполненное в этом стиле, представляло собой треугольный в профиль стальной каркас с натя­нутым эластичным покрытием. Вещь воплощала техницизированный мир архитектора и одновременно идею сидения.

Авангардный дизайн (как и архитектура) быстро откликался на но­вые веяния. Строгий функционализм, интернациональный стиль вступили в противоречие с усложнившимся мироощущением, много­образием вкусов, пристрастий людей. Все это сначала проявлялось в интересе к стилям прошлого, в стилизациях, эклектике. Стиль ретро не стал буквальным подобием, копией стилей прошлого, а создавался

'См.:ColomboJ. Designer 1930—1971. Testi e catalogodi lgnazia Favata. Milan, 1988.

как романтический стиль «детских грез». А дальше все сильнее ощу­щалась самостоятельная основа постмодерна с его парадоксальным сочетанием высокой технологии, новейших материалов, четкости структуры с откровенной цитатностью, коллажностью, самоиронией, знаковостью и символикой.

Ведущая роль в рождении визуального языка постмодерна в дизай­не принадлежала итальянскому авангардному дизайну 1970—1980-х гг.

Группа «Алхимия» возникла в 1979 г. Ее лидер — Алессандро Мен-дини. Первые программные объекты — раскрашенные вещи. Идея Мендини — противопоставить массовую техническую культуру вещей ручной обработке, художественному вмешательству, получив в ре­зультате что-то вроде арт-дизайна.

Этторе Соттсасс организует группу «Мемфис» как своеобразный противовес. Он говорил, что основной задачей группы был не столь­ко эпатаж или разработка какого-то оригинального художественного языка дизайна, сколько эксперименты с новыми материалами и тех­нологиями: полиэфирные смолы и ламинаты, пенополиуретан и пленки с орнаментом, напечатанным полиграфическим способом. Тем не менее эта группа оказала влияние именно своими стилевыми, художественными, композиционными новациями.

Сам же Соттсасс (архитектор по образованию) в 1957 г. был кон­ сультантом «Оливетти» по дизайну. Он проектировал офисное обору­ дование, мебель, планировку рабочих мест, сохраняя статус независи­ мого дизайнера. Его пишущая машинка 1969 г. «Валентино», рассчитанная на студентов или учащихся старших классов, представляла собой весь­ ма радикальную вещь: пластмассовая, ярко-красная, выдвигающаяся из футляра- I

Лк..Ж

контейнера, как из пенала. Предполага­лось, что у нее будет всего один регистр — только прописные буквы.

Рис. 72

Э. Соттсасс. Полка «Карлтон». 1979

Первая выставка группы «Мемфис» от­крылась в миланской галерее в сентябре 1981 г. Соттсасс стремился привлечь как можно больше различных авторов, вклю­чить как можно больше объектов. Кроме европейских мастеров участвовал и амери­канский архитектор Майкл Грейвс. Все ве­щи были выполнены из реальных материа-

262