logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества

225

в 1916 г. художником, скульптором Эриком Гилом. Первые схемы ли­ний метро были привязаны к топографии, т.е. реально накладывались на план города. В начале 1930-х гг., с расширением «подземки», потре­бовалась новая схема, поскольку в местах пересечения нескольких ли­ний разобрать что-либо было уже невозможно, свободного места не оставалось даже для названия станций. Независимую от топографии схему разработал в 1933 г. Генри Бек. Кольцо превратилось в прямо­угольник с закругленными углами. Все направления движения были сведены всего к нескольким осям: вертикальной, горизонтальной и под углом 45 градусов. Даже Темза «текла» на схеме, подчиняясь тем же законам. Для ориентации в городе река на схеме крайне необходима. Правый и левый берега — это исторически различные районы города. Мосты — ориентиры направления. Каждой линии на схеме соответст­вует свой цвет. Эта же кодировка сохраняется в обозначениях на стан­циях пересадок и в цветных полосах на стенах переходов. «Лондон­ские» принципы использовались при строительстве метро в Мадриде, вплоть до шрифта и схемы построения знака — круг и пересекающий его прямоугольник с названием станции.

Послевоенная история английского дизайна — это история не только проектов, но и государственных и общественных организаций. Еще не окончилась Вторая мировая война, а в британском парла­менте уже обсуждалась проблема: как развивать гражданские отрасли промышленности, как сделать предметное окружение человека более совершенным, эстетически выразительным, достойным. Идея повы­шения среднего уровня жизни приобрела особую популярность.

В 1944 г. при Министерстве торговли для улучшения качества про­мышленной продукции был основан Совет по промышленному дизай­ну (Council of Industrial Design). Возглавлял его с 1947-го и до 1959 г. Гордон Рассел, сам дизайнер-текстильщик. Предполагалось соединить достижения модернизма в дизайне европейских стран с социальным и художественным потенциалом «Движения искусств и ремесел».

Первым шагом Совета стало устройство выставки «Британия это мо­жет» с подзаголовком: «Хороший дизайн — хороший бизнес» (1945). Экспозиция была необычной. Более 5 тыс. экспонатов, разместивших­ся в едином, плавно перетекающем из раздела в раздел пространстве по­лок, стеллажей, подиумов, казалось, буквально вписаны, вставлены в гигантскую абстрактную композицию. Все восторгались изделиями из пластмассы, представленной как материал будущего: посудой, велоси­педом (рис. 59) и совсем футуристической, в форме обтекаемой капсу-

щ

Рис. 59

«Велосипед будущего» из пластмассы.

Экспонат выставки «Британия это

может». 1945

лы кроватью с кондиционирова­нием воздуха. И хотя злые языки прозвали выставку «Британия не может этого иметь», тем не менее она пользовалась популярностью. Ее посетило более 1,5 млн человек. В 1948 г. Совет по дизайну обна­родовал свой список удачных с точки зрения формы и качества промышленных товаров. В самом начале в нем значилось всего 28 на­именований. Но постепенно спи­сок рос и в результате стал основой банка данных Лондонского ди­зайн-центра, созданного в 1956 г. В дизайн-центр сходилась вся инфор­мация о производимых в стране товарах. Информацией пользовались владельцы магазинов и оптовых рынков, поэтому производители были заинтересованы в том, чтобы попасть в этот список. Марка дизайн-цен­тра стала своеобразным знаком качества товара. Для стимулирования развития дизайна с 1957 г. центр стал присуждать ежегодные премии.

Образцы британского дизайна

В 1949 г. вышел первый номер журнала «Дизайн», в котором была по­мещена критическая статья по поводу американского стайлинга. Ред­коллегия журнала, члены Совета по технической эстетике считали, что Британии не подходит чересчур коммерциализированная модель американского дизайна, часто добивавшегося лишь внешнего эффек­та в проектах промышленных изделий.

Из-за сложной экономической ситуации судьба промышленного ди­зайна в Великобритании, как считают исследователи, в первые послево­енные десятилетия была не особенно счастливой1. Престиж дизайна в 1950-х гг. оставался низким, а профессия — малооплачиваемой. По-прежнему сохранялся принцип анонимности. Тем не менее уже появля­лись консультативные дизайн-бюро. Дуглас Скотт, Эрик Маршалл,

1 См.: Sparke P. Great Britain: Eclectism, Empiricism and Anti-Industrial Culture// The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919—1990. Milan, 1991.

15-4651

226