logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества

229

^^ш

i

Искусствовед Лоренс Эллоуэй, автор термина «поп-арт», пишет, что вначале термин относился скорее к поп-культуре, складывавшей­ся под воздействием массмедиа1. В середине 1950-х гг., после ряда об­суждений и выставок «Независимых», сформировалось отношение к массовой культуре не как к развлечению или средству бегства от жиз­ни, а как к нормальному объекту искусствоведческого анализа с точ­ки зрения композиции, эстетики, содержания. Особенно большое впечатление произвела выставка «Человек-машина и движение», ор­ганизованная в 1955 г. членом группы «Независимые» Ричардом Га­мильтоном. Собственно, на этой выставке и родилась идея коллажа Гамильтона «И что же делает наши современные дома такими особен­ными, такими привлекательными?». Коллаж был представлен публи­ке год спустя и считается первым произведением поп-арта. На фоне фотографии интерьера с белыми стенами, неоновыми рекламами за окном стоит культурист. В руке он держит, как теннисную ракетку, ог­ромный леденец на палочке с надписью «Pop». На прямоугольном ди­ване у телевизора полулежит вырезанная из какого-то журнала обна­женная девица. На голове — вместо шляпы абажур. В качестве символов поп-культуры в коллаж были вставлены фотографии порта­тивного пленочного магнитофона, банки консервированной ветчи­ны. В рамке на стене висела вырезанная из какого-то комикса сце­на — прообраз будущих картин американца Роя Лихтенштейна.

В задачи выставки 1956 г. «Это — завтрашний день» входила демон­страция синтеза абстрактного искусства и архитектуры. Однако наи­более интересными экспонатами оказались не отдельные произведе­ния, а пространство инсталляций. Гамильтон участвовал в создании стенда в духе пародии на архитектуру. Внутреннее пространство было темным, с нарушенной перспективой, мягким полом. На наружных стенках наклеены вырезки на тему поп-культуры, различные фотогра­фии, в том числе и Мэрилин Монро. Художники приняли индустри­альную культуру и вводили ее аспекты в свои произведения2. Эдуардо Паолоцци и Гамильтон даже преподавали в Королевском колледже ис­кусств. «Внедрение» поп-арта в педагогику было связано не столько с инициативой дирекции, сколько с настроениями студентов.

На волне поп-арта 1960-х гг. — времени мини-юбок и поп-музыки, появления дешевых товаров и услуг — в дизайне возникают новые

концепции, новые материалы, новые принципы создания вещей. Большим спросом пользуются веши-однодневки из бумаги, картона или пластмассы: одноразовая посуда, одноразовая скатерть, однора­зовое платье. Характерен стул Питера Мердока из картона разнооб­разной расцветки, который продавался в сложенном виде.

В этот период начинается новый виток футурологических разрабо­ток. В начале 1960-х гг. формируется нонконформистская группа ар­хитекторов, занимавшихся экспериментальным проектированием. В нее вошли Д. Грин, М. Вебб, Д. Кромптон, П. Кук, У. Чок, Р. Хер-рон. Название группе — «Аркигрэм» — дал одноименный журнал, рассчитанный на международную аудиторию единомышленников. Члены группы публиковали проекты планетарного масштаба — от по­селений на Луне до системы «Plug-in-City» («Город, построенный по принципу электрической вилки, вставляемой в розетку»1). Город представал как глобальная инфраструктура, в любой точке которой можно было получить жизненно необходимые услуги, а также под­ключиться к глобальной информационной сети радио и телевидения. «Будущее жилище рассматривается как сфера творческой и научной деятельности, духовного роста и общения между людьми», — писал, анализируя эти и другие подобные проекты из Италии, Японии и Ав­стрии, архитектор А. В. Рябушин, занимавшийся во Всесоюзном науч­но-исследовательском институте технической эстетики в Москве фу­турологией жилища [Рябушин, с. 10].

Магазин «Habitat» (условно это название можно перевести как «оби­таемое пространство»), открывшийся в 1964 г., воплощал не только но­вый подход к организации розничной торговли. Теренс Конран, дизай­нер-текстильщик, попытался выстроить целостные типы интерьеров. Здесь продавались не столько отдельные товары, сколько «стиль жиз­ни» (рис. 60). Идея предлагать потребителям целостные интерьеры, об­раз жилья принадлежит Уильяму Моррису. В своих салонах он продавал мебель вместе с гобеленами, изделиями из керамики. Конран подбирал по каталогам предметы, которые, по его представлению, подходили друг другу стилистически и эмоционально. Точно так же и в магазине «Habitat» посетитель мог выбрать наиболее соответствующий ему по вкусу, стоимости, пространству тип интерьера либо дополнять свое жи­лище понравившимися деталями. Этот тип магазина отражал одну важ-

1 См.: Alloway L. The development of British Pop // Lippard L.R. Pop Art. With contribu­ tions by Lawrence Alloway, Nancy Marnier, Nicolas Calas. London, 1970. P. 27.

2 См.: Ibid. P. 40.

1 Лучкова И.В., СикачевА.В. Жилая ячейка как объект дизайна // Техническая эсте­тика. 1969. № 8.

230