logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.

рлаЕза 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)..

109

тивно соединить фактуру звучания текста с фактурой его написания. Абстрактный текст звуковой поэзии она иллюстрировала абстрактны­ми цветографическими композициями.

Неистово экспрессивны литографированные рисунки Михаила Ларионова к книге Крученых «Помада» (1913). Фигуры, оборванные контуры напоминают скоропись художника, рисунки на полях. Тех­ника литографии или линогравюры приводила форму книги и ее тек­стовое содержание к единству.

Книга могла превратиться и в совсем странную вещь. На облож­ку «Заумной книги» Крученых наклеены пуговица и вырезанное из красной бумаги сердце. Не только обложки, но и иллюстрации неред­ко выполнялись в технике коллажа из цветной бумаги, неровно об­резанной, с надорванными краями. В этой технике часто работала Ольга Розанова, расклеивая и раскрашивая от руки более 100 эк­земпляров.

Коллаж успешно конкурировал с гравюрой и литографией. На первый взгляд, это такой же ремесленно-рукодельный способ рабо­ты. Однако художник творит образы, не прикасаясь карандашом и кистью к бумаге. Он собирает, комбинирует варианты из заранее приготовленных элементов — кусочков яркой глянцевой цветной бумаги, обрезков обоев, кусочков фольги. Коллаж — это технологи­ческая композиция. Текст в такой композиции может существовать лишь в качестве отдельного блока, напечатанного на бумаге и при­клеенного к странице или обложке точно так же, как и все остальные детали.

Слово «коллаж» произошло от французского «coller» — клеить, наклеивать. Этим термином стали обозначать многослойные произ­ведения графики, составленные из наклеенных кусочков цветной бу­маги, текста, ткани, обоев, букв. Техника коллажа широко применя­лась в европейской авангардной живописи начала XX в. (в кубизме, футуризме, дадаизме). В его эволюции был момент, когда вместо фактур и цветов стали применять фотографии, газетные и журналь­ные вырезки, что привело к появлению фотомонтажа. Коллаж в про­странстве превратился в объемный ассамбляж и инсталляцию. Эти жанры весьма популярны в современном дизайне и оформительском искусстве.

Наборные композиции футуристов преследовали те же цели, что и принципы «самописьма»: акцентировка текста, сопротивление чте­нию, превращение букв в пластический материал для композиции.

Рис. 27

Б. Каменский. Железобетонные поэмы. 1914

Мате ал*ом здесь становился го­товь^ типографский набор с его качество^ прорисовки букв, за­конами комбинирования, стан­дартными! промежутками, гори­зонтальными строчками. В итоге шрифтовое композиции получи­ли определенный технологичес­кий оттенок. Футуристы превра­тили набор текста в игру, в которой редко соблюдались уста­новленные для классической книги правила. Прописные бук­вы и знаки препинания были от­брошены. Шрифт наклонялся, переворачивался, в одном слове соседствовали литеры из разных гар­нитур и разных кеглей (рис. 27).

Экспериментальная книга 1920-х гг. интересна своей связью с ви­зуальным творчеством. Это была лаборатория не только стиха, позво­лявшая почти мгновенно видеть готовый результат (мгновенность творчества и мгновенность восприятия — главный принцип заумной поэзии Крученых и его авторских книжек и альбомов), но и живопи­си, графики, даже театра и дизайна. Книга еще раз проявила свою синтетическую сущность, впитав эксперименты сразу многих ис­кусств.

Футуризм был первым течением мирового художественного авангарда XX в., который начал использовать в творчестве проект­ные методы, конструируя новую абстрактно-геометрическую реаль­ность.

3 Футуристической художественной системе были и свои фор-мапьно-композиционные закономерности, которые позволяют отли­чить это художественное направление от других. Во-первых, три принципу _ одновременности впечатлений, глобальной метафоры и нас.'1°ения картин и элементов друг на друга (образование новых смыслов за счет комбинаций). Во-вторых, подчеркнутая, утрирован­ная .Дина\1ика композиций; преобладание диагональных ритмов и ли-ний; дво^щиеся, напоминающие изображение стадий движения, или обо1'ванные, незамкнутые контуры (пространство втекающее, входя­щее внУтЬь формы). Форма действует сама по себе, лишь своей экс-

по