logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»

Вопросы и задания

  1. Кого предполагали готовить в Строгановском училище?

  1. Почему Строгановское училище называлось «Школой рисования в от­ ношении к искусствам и ремеслам»? Какова роль рисунка в подготовке ре­ месленника?

  2. Какие экспонаты составили основу художественно-промышленного музея Строгановского училища?

  3. Проанализируйте причины, по которым срок обучения в Строганов­ ском училище в начале XX в. достигал 8 лет.

  4. Какова роль преподавания стилей в обучении художника прикладного искусства?

Литература

Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в Москов­ском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строганов­ском) / Сост. А.Г. Устинов, Ж.В. Федосеева. М., 1991.

Строгановская композиция / Сост. О.Л. Голубева. М., 2005.

Шульгина Е.Н., Пронина И.А. История Строгановского училища. 1825— 1918. М., 2002.

Общие признаки стиля

В истории европейского искусства 1880—1890-е годы — время, когда стиль модерн утвердился во многих областях творчества, — называют французским термином «fin de siecle» (конец века), а в России — Се­ребряным веком. Этот «век» недолог, но за 30—40 лет он прошел путь от рождения к расцвету и завершению.

Модерн — первый стиль в искусстве, дизайне и архитектуре, ко­торый создан сознательно, спроектирован как единый для всех элементов предметной среды. Об этом свидетельствуют активная формоизобретательская деятельность художников и архитекторов, поиск выразительных «формул» стиля, т.е. полуабстрактных линейных и цветовых композиций, обилие текстов, статей, напи­санных самими творцами стиля, в том числе архитекторами и ди­зайнерами — Уильямом Моррисом, Анри ван де Вельде, Германом Мутезиусом.

Стиль обладал визуальным единством форм, основанным на общно­сти пластического языка. Эта общность сложилась из ряда региональных разновидностей, стилевых направлений как творческих групп, так и от­дельных художников. Во Франции и Бельгии он назывался «ар нуво»1, в

'Этот термин впервые появился на страницах журнала «Современное искусство», который начал выходить в Брюсселе в 1881 г. Однако популярным он становится после открытия в 1895 г. в Париже гапереи Зигфрида Бинга «Ар нуво»(«L'art nouveau» — но­вое искусство) и салона-ателье французских художников «А мезон модерн» («A Maison Moderne» — для современного дома).

74